ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РОСТОВСКИЙ АГРАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

346735, Россия, Ростовская область, Аксайский район, пос. Рассвет, ул. Институтская, 1

Телефон: +7(86350)37-3-89 +7(86350)37-1-75

Email: dzni@mail.ru

Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру

по истории и философии науки

для поступающих в аспирантуру

1. Философия как особая форма мировоззрения. Философия, наука, религия, искусство.

2. Исторические типы и основные этапы развития философии.

3. Материя, структурные уровни ее организации. Движение, пространство, время как атрибуты материи.

4. Философия Нового времени: проблема познания и философские системы.

5. Философские категории как ступени и орудия научного познания.

6. Личность, индивид, общество. Проблема свободы и ответственности.

7.Познание, его сущность и структура. Субъект и объект познания. Основные философские концепции.

8. Русская философия Х1Х века, особенности и основные течения.

9. Специфика научного познания, его уровни и средства.

10. Язык как способ существования сознания. Виды языка.

11. Политическая и юридическая системы общества. Происхождение, сущность и функции государства. Типы государства.

12. Современное информационное общество, глобализация и глобальные проблемы.

13. Проблема истины в классической и современной философии.

14. Русская философия ХХ  века, главные направления.

15. Многообразие видов познания: научное, обыденное, художественное, религиозное. Их взаимодействие.

16. Западная философия ХХ века. Основные проблемы и направления.

17. Общество и природа: исторические типы отношений. Проблема коэволюции.

18. Философия марксизма: диалектический и исторический материализм.

19. Философская и научная картина Мира.

20. Основные течения и особенности западной философии второй половины Х1Х века.

21. Основные проблемы философии и главные философские направления.

22. Средневековая западноевропейская философия. Философское обоснование христианства.

23. Предмет философии, специфика философии как науки.

24. Античная философия, ее основные идеи и школы.

25. Основные категории онтологии: бытие, субстанция, вещь, свойство, отношение. Проблема единства мира и основные виды бытия.

26. Общество как система. Его структура и закономерности развития. Формационный и цивилизационный подходы.

27.  Философия, личность и жизнь. Основные функции философии.

28. Основные идеи философии Возрождения.

29. Мир как процесс: законы диалектики.

30. Проблема происхождения и сущности человека. Трудовая теория антропосоциогенеза.

31. Диалектический и метафизический способы познания, их связь.

32. Происхождение и закономерности развития философии.

33. Происхождение и сущность сознания. Основные философские концепции.

34. Философия эпохи Просвещения.

35. Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания.

36. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.

37. Научное знание как система, его особенности и структура.

38. Наука и философия. Наука и искусство.

39. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

40. Функции науки философии в жизни общества.

 

Литература

1.     Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М,: Проспект, 2009. -592с.

2.     Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов М.: Инфра-М, 2009. – 731с.

3.     Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. М.: Высшее образование, 2009. -519с.

4.     Марков Б. В. Философия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.

5.     Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2008 – 828с.

6.     Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М,: Проспект, 2010 – 670с.

7.     Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 2008. – 506с.

8.     Философия: энциклопедический словарь.Под. ред. А.А. Ивина.М.: Гардарики, 2009. – 1072с.

Вопросы

по специальности 06.01.05

«Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений»

для поступающих в аспирантуру

1. Типы скрещиваний и их использование в селекции.

2. Индивидуальный отбор, его техника, сущность, применимость.

3. Понятие о сортовых семенах. Значение сортовых семян и требования, предъявляемые к ним.

4.Мутагенез, как метод создания исходного материала для селекции.

5. Схема селекционного процесса межлинейных гибридов кукурузы.

6. Современные требования ведения семеноводства.

7. Основные достижения ведущих селекционеров России.

8. Гаплоидия и ее использование в селекции.

9. Полевой опыт в селекции.

10. Квалификация сортов.

11. Понятие об общей и специфической комбинационной способности.

12. Техника, сущность и применимость рендомизированного метода сортоиспытания. Латинский квадрат и латинский треугольник.

13. Понятия об исходном материале селекции. Значения ботанической и эколого-географической систематики для селекции.

14.Прямые, обратные, реципрокные и диаллельные скрещивания. Их использование в селекции.

15. Семеноводство, его задачи и основные этапы развития.

16.Коллекция и ее значение для селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений.

17. Методы создания исходного материала для селекции.

18. Сортосмена и сортообновление, цель  и сроки их проведения.

19. Принципы подбора пар при внутривидовой гибридизации.

20. Метод индивидуального отбора у перекрестников, разработанный академиком В.С. Пустовойтом.

21. Посевные качества семян, причины их ухудшения, пути улучшения.

22 Метод возвратных скрещиваний, его сущность, применимость.

23. Индивидуально-семейственный отбор, техника, сущность, применимость.

24. Урожайные качества семян, причины их ухудшения, пути улучшения.

25. Работа с гибридной популяцией методом педигри.

26. Методы оценки селекционного материала на засухоустойчивость и морозоустойчивость.

27. Первичное семеноводство самоопыляющихся культур (на примере злаков).

28. Работа с гибридными поколениями методом массовых популяций.

29. Методы селекционной оценки на продуктивность.

30. Первичное семеноводство перекрестноопыляющихся культур (на примере ржи, подсолнечника).

31. Внутривидовая гибридизация как метод создания исходного материала.

32. Методы оценки селекционного материала на качество продукции.

33. Семеноводство многолетних трав.

34. Автотетраплодия, ее.использование в селекции, роль в эволюции.

35. Методы оценки селекционного материала на устойчивость к болезням и вредителям.

36.Семеноводство кукурузы.

37. Аллополиплоидия, ее использование в селекции, роль в эволюции.

38. Понятие об устойчивости и иммунитете. Классификация иммунитета.

39. Особенности агротехники в селекционно-семеноводческих питомниках.

40. Межвидовая гибридизация и ее использование в селекции.

41. Сущность схемы селекционного процесса, разработанной академиком П.П. Лукьяненко.

42. Государственный сортовой контроль, цели, задачи, документация.

43. Триплодия и ее использование в селекции.

44. Сущность схемы селекционного процесса, разработанной академиком В.С. Пустовойтом.

45. Апробация зерновых культур, цель, сущность, техника проведения.

46. Понятие об оценке селекционного материала, классификация методов оценки.

47. Понятия: сорт, семена, селекция и семеноводство.

48. Методы оценки селекционного материала на засухоустойчивость и морозоустойчивость.

49. Первичное семеноводство и его задачи. Требования, предъявляемые к элитным семенам.

Содержание, структура и организация вступительного испытания по иностранному языку.

Изучение иностранных языков является неотъемлемой составной частью подготовки специалистов различного профиля, призванных в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего им продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде. Поступающие в аспирантуру должны продемонстрировать степень владения иностранным языком как средством осуществления научной деятельности в иноязычной языковой среде и средством межкультурной коммуникации. Поступающие в аспирантуру должны владеть орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической нормами изучаемого языка в пределах программных требований и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации, представленных в научной сфере устного и письменного общения.

Аспиранту (соискателю) предстоит работа по нескольким направлениям:

1.Поиск и осмысление информации:

работа с оригинальной, в том числе со специальной и страноведческой литературой, обзорами, документацией по организации производства, новым технологиям, модификации существующих технологий, описаниями экспериментов, научными статьями, монографиями, материалами международных конференций и др.

2.Устные контакты:

- устный обмен информацией в процессе повседневных и деловых контактов, в ходе
ознакомления с тематикой научного исследования, методами, этапами, при выяснении /
уточнении деталей;

- работа на выставках, презентациях и др. (беседы у стендов).

3.Письменные контакты:

- деловая переписка (письмо — запрос, письмо — ответ и др.);

- оформление заявок на участие в научных конференциях;

- заполнение анкет;

- аннотирование;

- написание тезисов.

3.Говорение и аудирование:

- участие в диалоге (беседе), выражение определенных коммуникативных намерений (запрос / сообщение информации - дополнительной детализирующей, уточняющей, иллюстрирующей, оценочной, выяснение мнения собеседника, выражение собственного мнения по поводу полученной информации, выражение одобрения / недовольства, уклонение от ответа); сообщение (монологическое высказывание профессионального характера в объеме не менее 20-25 фраз за 5 минут в нормальном среднем темпе речи);

- понимание сообщения профессионального и научного характера (в монологической форме и в ходе диалога), относящегося к одной из указанных сфер и ситуаций общения, длительностью до 5 минут звучания в нормальном среднем темпе речи.

4.Письмо

- реализация на письме коммуникативных намерений (установление деловых контактов, напоминание, выражение сожаления, упрека);

- фиксирование нужной информации при аудировании;

- составление плана, тезисов сообщения / доклада;

- перевод с иностранного языка на русский / родной и с русского/ родного языка на иностранный.

Самостоятельная работа аспирантов, являясь дополнением аудиторной работы, выполняет следующие задачи:

1)совершенствование навыков и умений иноязычного профессионального и научного общения, приобретенных в аудитории;

2)приобретение новых знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность осуществления научно-профессионального общения на иностранном языке;

3)коммуникация на изучаемом языке;

4) развитие умений исследовательской деятельности с использованием иностранного языка;

5) развитие умений самостоятельной работы;

6) активизация познавательной активности, мышления и творческих способностей.

Самостоятельная работа аспирантов является необходимым  компонентом  процесса обучения иностранному языку и может быть определена как творческая деятельность. Самостоятельная внеаудиторная работа аспирантов предполагает следующие виды деятельности:

1) проработка теоретических и практических записей;

2) чтение обязательной и дополнительной научной литературы и извлечение информации;

3) знакомство с содержанием электронных источников;

4) самостоятельное изучение заданного материала;

5) написание сочинений, эссе, тезисов и текстов докладов на заданную тему;

6) написание научной статьи:

7) владение навыками публичной речи;

8) обзор литературы, выступление с докладом по теме исследования;

9) участие в обсуждении, адекватное понимание на слух оригинальной иноязычной речи и т. п.

Самостоятельная аудиторная работа аспирантов включает в себя ведение записей, письменные выполнения заданных лексико-грамматических упражнений и экспресс-ответы на контрольные вопросы. В учебном процессе дисциплины «Иностранный язык» предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:

1. Выполнение домашнего задания, под которым подразумевается самостоятельная учебная деятельность аспирантов, нацеленная на закрепление материала, изученного на аудиторных занятиях, повторение пройденного и выполнение заданий необходимых для организации учебной работы под руководством преподавателя (предварительное чтение текстов, повторение лексики, выполнение грамматических упражнений, устный и письменный перевод, подготовка реферата, презентаций и т. д.). Контроль над выполнением осуществляется во время аудиторных занятий в результате фронтальных и выборочных опросов.

2. Развитие рецептивных видов речевой деятельности (чтение и аудирование) через чтение литературы на иностранном языке, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиоматериалов (по выбору преподавателя и аспиранта). Контроль над выполнением
осуществляется за счет оценки подготовленного отчета о проделанной самостоятельной работе.

3. Самостоятельная работа над проектами, презентациями, переводом научной статьи и рефератами по теме научного исследования осуществляется аспирантами индивидуально по разработанному преподавателем плану. Отчет о выполнении представляет собой презентацию результатов проделанной работы. Результатом проектной работы может быть участие аспиранта с докладом в конференции на иностранном языке или публикация статьи на иностранном языке.

Структура экзамена

1. Письменный перевод текста по специальности со словарем. Объем текста 2000 печатных знаков за 60 минут. 2. Чтение и устный перевод текста по специальности. Объем 1000 -1500 печатных знаков без подготовки, без словаря. 3. Беседа на иностранном языке о научной работе соискателя (научные интересы, тема исследования, публикации и т.д.). Каждый вопрос оценивается по пятибалльной системе и комиссией выставляется общая оценка за экзамен.

Литература

1.                Английский язык для студентов сельскохозяйственных вузов / А.П, Белоусова. -СПб.: «Лань», 2008. - 349 с.

2.                Смирнова, А.Н. Английский язык для делового общения [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Н. Смирнова, А.А. Емельянов - Электрон, дан. -Иваново: Ночная мысль, 2012.

3.                Соколова Л.И., Юрьева Л.В. 2013. Английский язык. Страноведение и речевой этикет. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО. 811.111(075)

4.                Смирнова, А.Н. Английский язык: материалы для выполнения контрольных работ [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Смирнова, А.А. Емельянов - Электрон, дан. - Иваново: Научная мысль, 2012. - 127 с.

5.                Полищук, С.А. Немецкий язык. Forst und Forstwirtschaft. Baume und Struucher. [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.А. Полищук, Е.С. Колодеева, Л.В. Дворникова. -Электрон, дан. - Воронеж : ВГЛТУ (Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова), 2008. - 79 с.

6.                Гайвоненко, Т.Ф. Немецкий язык для сельскохозяйственных вузов и работников АПК [Текст] / Т. Ф. Гайвоненко, В. Я. Тимошенко. -Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 320 с.

Вопросы

по специальности 06.01.01 «Общее земледелие, растениеводство»

для поступающих в аспирантуру

1. Закон совокупного действия факторов жизни растений – основа системного подхода к земледелию.

2. Использование законов земледелия в практике современного ведения сельского хозяйства.

3. Ученые о плодородии почвы, как научной основы земледелия.

4. Способы воспроизводства плодородия почвы.

5. Факторы повышения плодородия и окультуривания почвы.

6. Приемы основной и предпосевной обработки почвы.

7. Воздушный режим почвы, приемы его регулирования, агрофизические показатели.

8. Взаимосвязь водного и воздушного режимов почвы, значение для сельскохозяйственных культур.

9. Агрохимические показатели плодородия почвы.

10. Почвенное плодородие и устойчивость почвы к эрозии.

11. Классификация методов борьбы с сорняками.

12 Значение севооборотов в земледелии, их классификация.

13. Пары, их классификация и роль в севообороте.

14. Технологические операции при обработке почвы и научные основы их применения.

15. Почвозащитная роль различных полевых культур и разных видов паров.

16. Дефляция почв и ее предотвращение.

17. Почвозащитные севообороты и их место в системе землепользования.

18. Принципы построения севооборотов в орошаемом земледелии.

19. Задачи обработки почвы в условиях интенсификации земледелия.

20. Обработка почвы – как средство регулирования биологических, агрофизических и агрохимических  факторов почвенного плодородия.

21. Физическая спелость почвы и методы ее определения.

22. Роторные орудия, комбинированные машины и агрегаты основной и предпосевной обработки почвы.

23. Земледелие в аридных условиях.

24. Значение глубины основной обработки почвы.

25. Теоретические основы минимальной обработки почвы.

26. Задачи обработки почвы в условиях орошения.

27. Комплекс противоэрозионных мероприятий.

28. Система почвозащитной обработки почвы.

29. Роль стерни, полосного размещения культур и чистого пара в предотвращении ветровой эрозии.

30. Безотвальная обработка почвы по Т.С. Мальцеву.

31. Плоскорезная обработка почвы по А.И. Бараеву.

32. Система обработки почвы под озимые культуры.

33. Роль кулисных паров в засушливых и малоснежных районах.

34. Послепосевная обработка почвы, ее задачи, приемы и сроки выполнения.

35. Агротехнические приемы повышения продуктивности рекультивирования земель.

36. Достижения науки и передового опыта по повышению плодородия почвы и урожайности с.-х. культур.

37. Современные системы земледелия.

38. Роль агрономической службы в разработке и освоении систем земледелия.

39. Водно-физические свойства почвы при различных приемах основной обработки.

40. Основы агроландшафтной организации территории.

41. Приемы улучшения агрохимических показателей плодородия почвы.

42. Занятые и сидеральные пары, способы заделки растительных остатков.

43. Влияние обработок на изменение агрофизических свойств почвы и урожайность с.-х. культур.

44. Противоэрозионная эффективность различных типов и видов севооборотов.

45. Почвозащитное значение ландшафтного земледелия.

46. Адаптивно-ландшафтные системы – системы земледелия нового поколения.

47. Основные требования, предъявляемые к обработке почв в условиях проявления водной и ветровой эрозии.

48. Система мер по накоплению влаги в засушливых районах страны.

49. Распространение и вред, причиняемый эрозией почвы.

50. Рекультивация земель, этапы выполнения.

51. Особенности земледелия на орошаемых землях.

52. Экологизация земледелия. Значение и методы.

53. No-till мировой опыт применения (нулевая обработка).

54. Понятие структуры посевных площадей, ограничения для сельскохозяйственных культур по севообороту.

55. Геоинформационные системы, мировой опыт.

56. Mini-till – как фактор оптимизации обработки почвы. Регионы применения. Преимущества и недостатки.

57. Роль обработки почвы в регулировании процессов гумификации и минерализации органического вещества почвы и растительных остатков.

Вопросы

по специальности 06.01.04 «Агрохимия»

для поступающих в аспирантуру

1. Комплексный метод расчета норм удобрений по нормативам затрат NPK.

2. Птичий помет, его характеристики и содержание элементов питания.

3. Экологическая безопасность применения средств химизации.

4. Роль бора, марганца, меди и молибдена в питании растений.

5. Простой суперфосфат, двойной суперфосфат.

6. Нормы минеральных удобрений.

7. Формы азота в почве. Значение нитратной и аммонийной форм в питании растений.

8. Калийная селитра, кальциевая селитра. Дозы и сроки применения.

9. Удобрение озимой пшеницы по непаровым предшественникам на черноземе обыкновенном.

10. Тканевая и листовая диагностика озимой пшеницы.

11. Жидкие комплексные удобрения  (ЖКУ).

12. Сроки, нормы, способы внесения удобрений под яровую пшеницу.

13. Предмет, задачи, методы агрохимии, связь с другими науками.

14. Мочевина, КАС.

15. Удобрение подсолнечника на черноземах Северного Кавказа.

16. Роль микроорганизмов в питании растений, процессы нитрификации и денитрификации.

17. Химический состав подстилочного навоза, способы его хранения, доступность растениям, применение.

18. Удобрение озимой пшеницы на черноземах после пара.

19. Значение азота в питании растений.

20. Нитрофоски.

21. Удобрение кукурузы на зерно на черноземах обыкновенных.

22. Биологический азот и его значение в земледелии.

23. Калийная соль, сульфат калия.

24. Сидераты их роль в питании сельскохозяйственных культур.

25. Роль цинка в питании растений. История исследования цинкового питания.

26. Аммиачная селитра, известковая селитра.

27. Удобрение проса на черноземах.

28. Накопление нитратов в растениях, контроль их содержания в сельскохозяйственной продукции.

29. Диагностика обеспеченности полевых культур фосфором. Применение фосфорных удобрений.

30. Удобрение зерновых на черноземах.

31. Физико-химическое поглощение питательных элементов почвой и его значение в практике применения удобрений.

32. Аммофос и диаммофоска.

33. Реакция сортов озимой пшеницы на различные дозы и сочетание минеральных удобрений.

34. Содержание формы фосфора в почве.

35. Определение норм азотных удобрений в зоне недостаточного увлажнения. Метод оптимизации.

36. Удобрение ячменя на черноземах обыкновенных.

37. Виды органических удобрений, их влияние на повышение урожайности сельскохозяйственных культур и плодородие почв.

38. Эффективность использования промышленных и бытовых отходов, применяемых в качестве удобрений, с учетом охраны окружающей среды.

39. Мелиорация почв.

40. Балансово-расчетный метод доз удобрений под планируемый урожай.

41. Роль фосфорных удобрений в питании растений.

42. Сроки и способы внесения удобрений под озимую пшеницу.

43. Сроки и способы внесения удобрений под яровой ячмень.

44. Влияние систематического внесения  удобрений на агрохимические показатели плодородия почв.

45. Система удобрений Ростовской области для посевных севооборотов зоны черноземов обыкновенных.

46. Система удобрений Ростовской области для посевных севооборотов зоны черноземов южных.

47. Система удобрений Ростовской области для полевых севооборотов зоны каштановых почв.

48. Система удобрений в полевых севооборотах на орошении.

49.  Роль пожнивно-корневых остатков в питании сельскохозяйственных культур.

50. Гумус, его фракционно-групповой состав и роль в питании растений.

51. Баланс гумуса в почвах Ростовской области  и поступление органического вещества.

52. Признаки недостатка элементов питания в различных сельскохозяйственных культурах.

Реализация семян в 2024 году

                        

 
 
 
 
 
 
 
 

Новости

Научные сотрудники ФГБНУ ФРАНЦ провели 12 июня 2024 г. экскурсию для школьников старших классов средней образовательной школы № 1 поселка Тарасовский Ростовской области

Подробнее...

Участие в.н.с. Гаевой Э.А. во Всероссийской-научно-практической конференции г. Красноярск.

Подробнее...

Участие специалистов ФГБНУ ФРАНЦ в программе повышения квалификации ФГБУ «Центр оценки качества зерна»

Подробнее...

Презентация сортов ФГБНУ ФРАНЦ

Подробнее...

День поля в Зернограде

Подробнее...

 

Своё Фермерство

Профилактика COVID-19

Реализация саженцев винограда в 2019 году

Все права защищены ФГБНУ ФРАНЦ.